Замки Луары. Замок Шенонсо.

Замок Шенонсо (фр. Château de Chenonceau) расположен около небольшой одноимённой деревни Шенонсо во французском департаменте Эндр и Луара. Входит в число замков, обычно называемых замками Луары. Имеет «народное» название — «Дамский Замок». Один из наиболее любимых, известных и посещаемых замков Франции. 
Картина IX века. Автор неизвестен.
Одинокая башня-донжон — это все, что напоминает сегодня о первых владельцах обширного поместья Шенонсо в XII веке.
Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница. К началу XVI в. расходы семьи де Марк существенно превысили её доходы, и они решили выставить на продажу часть земель. Этим воспользовался интендант по финансовым делам в Нормандии при дворе Франциска I, Тома Бойе, который выкупал участок за участком, пока не оказался владельцем его большей части. Остальное было только делом времени, и в 1512 году Бойе выкупил у семейства де Марк также и замок. Поддавшись очарованию Ренессанса, Тома Бойе разрушает старую крепость и строит новый загородний замок-резиденцию на месте мельницы, отказавшись от толстых стен и бойниц в пользу легкости и красоты нового стиля. От старого замка он сохранил только башню-донжон. Хотя некоторые элементы укреплений все же пришлось сохранить, принимая во внимание стратегическое расположение замка на переправе через реку Шер.
Передний двор воспроизводит план старого средневекового замка, обнесенного рвами с водой. Рядом с башней сохранился колодец, украшенный химерой и орлом - эмблемой семейства Марк. Двигаясь к замку, построенному на основании старой мельницы, видим монументальные входные двери.
На этих резных крашеных дверях времен Франциска 1 расположены: слева герб Тома Бойе, справа его супруги Екатерины Брисоне - строителей Замка, с находящейся над ними саламандрой Франциска 1 и надписью: "Франциск, милостью божьей король Франции и Клавдия, королева французов".
План первого этажа: 



(Нажимайте на ссылки и смотрите круговые панорамы помещений Замка Шенонсо)
Из Гвардейского зала дверь с находящейся над ней статуей Девы Марии ведет в часовню. На створках этой дубовой двери изображения Христа и Святого Фомы и слова из Евангелия от Иоанна: "Простри свой перст здесь" и "Ты мой Господь и мой Бог". Современные витражи 1954 года работы мастера стекольных дел Макса Инграна, оригиналы были уничтожены во время бомбежки в 1944 году. В лоджии справа Дева Мария с ребенком из каррарского мрамора работы Мино да Фьезоле. В нефе господствует Королевская кафедра, на которой находились королевы во время мессы. На ней дата -1521 год. Справа от алтаря на изукрашенном жертвеннике вырезан девиз семьи Бойе. На стенах все еще можно прочитать надписи, оставленные шотландскими гвардейцами королевы Марии Стюарт: справа от входа, датированная 1543 годом: "Человеческий гнев не вершит справедливость Господа" и 1546 годом: "Да не будете побеждены Злом". На стенах картины на религиозные темы: "Дева Мария в голубой вуали" кисти Иль Сасоферато, "Иисус, проповедующий перед Фердинандом и Изабеллой" Алонсо Кано и "Святой Антоний Падуйский" "Успение Богородицы", худ. Жувене. Часовня сохранилась в годы Французской революции благодаря идее владелицы замка того времени мадам Дюпен использовать ее в качестве дровяного склада, скрыв ее религиозное предназначение.
2. Библиотека 

Дубовый коробчатый потолок 1525 года итальянского стиля с маленькими висячими ключами является одним из первых такого типа во Франции. На нем инициалы Т.В.К. строителей Замка по именам Тома Бойе и Екатерины Брисоне.
Над дверью "Святое семейство" Андреа дель Сарто и по обеим сторонам:
- "Житие Святого Бруно" кисти Басано
- "Мученица" Корреджо
- "Элиодор", худ. Жувене
- два медальона "Геба и Ганимед, виночерпии богов, взятые на Олимп" французской школы XVII века.
Кесонные потолки в библиотеке Екатерины Медичи.

Из этой маленькой комнаты, которая служила библиотекой Екатерине Медичи, открывается великолепный вид на реку Шер и Сад  Дианы.

Сад Дианы де Пуатье.
Зелёный кабинет - рабочий кабинет Екатерины Медичи, которая стала Регентшей королевства после смерти своего супруга, короля Генриха II. Из этой комнаты она правила Францией.
На потолке XVI века, который сохранился в своем первоначальном виде (без реставрации), можно различить две переплетенные буквы «С» ее инициалов.
Брюссельские гобелены XVI века в так называемом стиле "Аристолох", выполнены одновременно в духе готики и Ренессанса. Они уникальны своим изначально зеленым цветом, ставшим синим, и своей темой, навеянной открытием Америки: серебристые фазаны Перу, ананасы, орхидеи, гранаты, животные и растения, неизвестные в Европе до 1492 года.
По обеим сторонам двери два итальянских книжных шкафа XVI века.
На стенах коллекция картин, самыми замечательными из которых являются:


  • Тинторетто: «Царица Савская и Портрет Дожа»
  • Йордане: «Захмелевший Силен»
  • Гольциус: «Самсон и Лев»
  • Мурильо: «Три епископа»
  • Жувене: «Иисус, изгоняющий торговцев из Храма»
  • Шпрангер: «Аллегорическая сцена», живопись на металле.
  • Веронезе: «Этюд женской головы»
  • Пуссен: «Бегство в Египет»
  • Ван Дейк: «Ребенок с фруктами»

Покои принадлежали Диане де Пуатье, фаворитке короля Генриха II, которой он подарил Шенонсо. В 1559 году, после гибели Генриха II на турнире от руки капитана шотландской гвардии Габриэля Монтгомери, вдова Екатерина Медичи вернула поместье Шенонсо, отдав Диане взамен Шомон-сюр-Луар. Камин работы Жана Гужона, французского скульптора, принадлежащего школе Фонтенбло, отмечен, так же, как и кессонный потолок, инициалами Генриха II и Екатерины Медичи: буквами Н и С, сплетение которых можно было читать и как букву D от имени Дианы де Пуатье. Кровать с балдахином относится к началу XVII века, кресла Генриха II покрыты кордовской кожей. Обратите также внимание на расположенный на камине портрет Екатерины Медичи кисти Соважа (XIX век). На двух больших фламандских коврах XVI века представлены: - ТРИУМФ СИЛЫ, на повозке, в которую впряжены два льва, в окружении сцен из Ветхого Завета. По верхнему краю - надпись на латыни "Кто всем сердцем любит дары Божие, не уступает Благочестию"; - ТРИУМФ МИЛОСЕРДИЯ, на повозке, с сердцем в руке и указывая на Солнце, в окружении библейских сюжетов. Девиз на латыни: "Кто сохраняет сильное сердце в опасности, будет вознагражден после смерти Спасением". Слева от окна - "МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ" кисти Мурильо. Справа от камина - "Христос, лишенный одежд" кисти мастера Итальянской школы XVII века Рибальта, учителя Риберы. Под этим полотном - книжный шкаф с архивами Шенонсо, на одном из экземпляров которых, выставленном в витрине, можно узнать подписи Тома Бойе и Дианы де Пуатье.
Камин в спальне Дианы де Пуатье.
Спальня Дианы де Пуатье.

Супруга министра двора Франции Людовика де Брезе. герцогини де Валантинуа и фрейлина королевы, Диана сочетала в себе красоту, запечатленную на знаменитых полотнах, и не менее исключительные ум и деловую хватку. Последняя черта подкреплялась страстью, которую испытывал к ней наследник престола, будущий Генрих II. В 1547 году Генрих II преподносит ей Шенонсо в виде доли во владениях двора, в благодарность за "великие и памятные услуги" оказанные ее супругом Короне. Но Диана намеревалась упрочить свои владения. Проводимое ею управление было образцовым. В первую очередь она провела опись владений и имущества. Во вторую очередь сделала поместье Шенонсо рентабельным. Окружив себя опытными советниками-администраторами, герцогиня взяла все в свои руки. Она довела Шенонсо до совершенства, соответствующего ее стремлению к славе. Одновременно с работами над внешним и внутренним убранством, в Шенонсо был устроен один из самых живописных и современных садов того времени со множеством видов растений и пород деревьев.

Первоначально это была комната для гвардейцев королевской охраны. Камин XVI века украшен гербом Тома Бойе. На дубовой двери эпохи Возрождения под изображением святых покровителей Тома Бойе и Катрин Бриссоне (Св. Катерины и Св. Фомы), виден их девиз: «S'il vient a point, me souviendra», что значит: «Если мне удастся построить Шенонсо, меня будут помнить». На стенах фламандские гобелены XVI века, на которых изображены сцены из жизни замка: сватовство, охота. Сундуки относятся к эпохе готики и Возрождения. В XVI веке в них хранились столовое серебро, посуда и гобелены, которые королевский двор перевозил с собой из резиденции в резиденцию. На потолке с выступающими деревянными балками изображены две переплетенные буквы «С» - монограмма Екатерины Медичи. На полу сохранились остатки майолики XVI века.

6. Вестибюль (ссылка)

Перекрытие вестибюля состоит из ряда стрельчатых арок, смещенные замки которых образуют ломаную линию.
Капители украшены орнаментом из листьев, роз, головок ангелов, химер и рогов изобилия.
Работы  были  завершены в 1515 году, и вестибюль является одним из самых красивых образцов декоративной скульптуры раннего французского Возрождения.
При входе над дверьми в двух нишах находятся статуи Св. Иоанна Крестителя (святого покровителя Шенонсо) и итальянской Мадонны во вкусе Луки делла Роббиа.
Стол для дичи  из итальянского мрамора датируется эпохой Возрождения.
Над входной дверью современный витраж (1954 г.) работы мастера-витражиста Макса Ингранда изображает легенду Св.Губерта.
Вестибюль  на 1-ом этаже.

В память о своем посещении Шенонсо 14 июля 1650 года Людовик XIV подарил своему дяде герцогу Вандомскому свой портрет кисти Риго - с необыкновенной рамой работы Лепотра, изготовленной из четырех огромных цельных кусков дерева, а также мебель, покрытую гобеленами из Обюссона, и столик в стиле Буля. 
Портрет Людовика XIV. Гиацинт Риго.

На камине в стиле Ренессанс саламандра и горностай напоминают о Франциске I и королеве Клавдии Французской.
Камин в Салоне Людовика XIV.
На карнизе, идущем вдоль потолка с выступающими балками, инициалы супругов Бойе (Т.В.К.). Над столиком картина "Ребенок Иисус и святой Иоанн Креститель" кисти Рубенса, купленная в 1889 году на распродаже коллекции короля Испании Жозефа Бонапарта, брата Наполеона. 
Кроме того, в салоне находится ряд прекрасных французских картин XVIII века:
- "Портрет короля Людовика XV" Ван Лоо
- "Принцесса Роан" Натье
- "Портрет Шамийяра, министра Людовика XIV" Нецшер
- "Портрет мужчины" Нецшер
- "Портрет Филиппа V, короля Испании" Ранк
Также большой портрет Самюэля Бернара (банкира Людовика XIV) кисти Минара и портрет его дочери  - Луиз Мари Мадлен Фонтен - мадам Дюпен де Франкей кисти Натье. 
Её муж - королевский советник и банкир Клод Дюпен в 1733 г. купил Шенонсо. Мадам Дюпен, потомком которой была и Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен), была владелицей Шенонсо в XVIII веке. Являясь другом Энциклопедистов, она принимала в нем Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, д'Аламбера, Фонтенеля, Бернардена де Сен-Пьер. Мадам Дюпен была столь уважаема крестьянами, что во время Французской революции они защитили свою госпожу и спасли замок от разорения.
Мадам Дюпэн - "благодетельница замка"
Из вестибюля дубовые двери XVI века открываются на лестницу.
На ее резных створках представлены Старый Закон (в виде фигуры женщины с завязанными глазами, с книгой и посохом паломника) и Новый Закон (с открытым лицом и держащую пальмовую ветвь и чашу).
Лестница, ведущая на второй этаж, замечательна тем, что это одна из первых прямых - один пролет над другим - лестниц, сооруженных во Франции по итальянскому образцу.
Потолок над ней представляет собой наклонный свод, ребра которого перекрещиваются под прямым углом, его вязка украшена ключами, а кессоны человеческими фигурами, скульптурными изображениями фруктов и цветов (некоторые из них были забиты во время Революции).
Два марша лестницы разделяются площадкой, образующей лоджию с балюстрадой, с которой открывается вид на реку Шер.
Начало второго пролета украшает очень красивый старый Медальон, на котором изображен бюст женщины с распущенными волосами.
В этом зале находится один из самых красивых каминов стиля Ренессанс. Над камином снова повторяется девиз Тома Бойе "Если он вырастет, меня вспомнят" - который перекликается с его гербом, находящимся над дверями.
Мебель состоит из трех французских сервантов XV века и итальянского книжного шкафа XVI века, замечательного своей перламутровой инкрустацией и слоновой костью с гравировкой пером, свадебного подарка, сделанного Франциску I и Марии Стюарт.
На стене висит Портрет Дианы де Пуатье в образе Дианы-охотницы кисти Ле Приматиса, художника школы Фонтенбло. Картина была написана в Шенонсо в 1556 году, на ее раме изображен герб Дианы де Пуатье, герцогини д'Этамп.
По обеим сторонам находятся три мужских портрета кисти Равестейна, «Автопортрет» Ван Дейка и «Женский портрет» работы Миревельта..
Рядом большой «Портрет Лауры Виктории Манчини в костюме Дианы-охотницы» кисти Даниэля Дюмутье. Это - племянница Мазарини, супруга Людовика II, герцога Вандомского, герцогиня де Меркер и владелица Шенонсо в XVII веке. По сторонам от окна - «Архимед» кисти Риберы и «Два епископа» (начало XVIII века). Справа от камина «Три грации» Ванлоо изображают трех мадмуазель де Несле: мадам де Шатору, де Винтимиль, де Майи, - трех сестер, которые одна за другой были фаворитками короля Людовика XV.


Итальянский шкаф-кабинет 16 века

Камин в комнате Франциска I-го.

Диана де Пуатье, как охотница. Франческо Приматиччо
Три грации. Жан-Батист ван Лоо (1684-1745)
Из спальни Дианы де Пуатье маленький проход ведет в Галерею.
В 1576 году Екатерина Медичи распорядилась построить на мосту Дианы де Пуатье галерею по проекту Фильбера Делорма. Это великолепный зал для балов, длиной 60 метров, шириной 6 метров, освещенный 18 окнами, пол, которого выложен плитами из белого песчаника и черного мрамора, его потолок покоится на выступающих балках. Одновременно галерея служит мостом через реку Шер.
Ее торжественное открытие состоялось в 1577 году во время празднеств, которые давала Екатерина Медичи в честь своего сына, короля Генриха III.
В концах галереи находятся два очень красивых камина эпохи Возрождения, один из которых лишь декорация вокруг двери южного выхода на левый берег Шер.
Медальоны на стенах были добавлены в начале XIX века, на них изображены видные исторические деятели.
Во время Первой мировой войны господин Гастон Менье, владелец Шенонсо, оборудовал на свои средства госпиталь, различные службы которого размещались во всех помещениях замка.
Во время Второй Мировой Войны вход в Замок находился в оккупированной зоне (правый берег). Галерея, южная дверь которой выходила на левый берег, позволила участникам Сопротивления переправить многих людей в свободную зону. 
Галерея

2-й этаж
Кабинет эстампов (ссылка)
Из спальни Екатерины Медичи можно пройти в две небольшие комнаты, из которых и состоит кабинет эстампов. 
В этой комнате, выходящей на реку Шер, потолок и пол датируются эпохой Возрождения.
Во второй комнате сразу привлекают внимание великолепный потолок, украшенный расписным полотном, и элегантный камин, относящиеся к периоду обустройства Шенонсо для госпожи Дюпен в XVIII веке.

В кабинете собрана полная и разнообразная коллекция рисунков, гравюр и эстампов с изображением замка в разные исторические периоды. От рисунка сангиной XVI века времен Дианы де Пуатье (это первый документ с изображением моста) до акварелей архитекторов XIX века - на них можно проследить основные этапы строительства Шенонсо, изменения проектов разных владельцев, а также процесс благоустройства садов.
Эта комната обставлена красивой резной мебелью XVI века и украшена набором фламандских гобеленов XVI века, изображающих жизнь Самсона. 
Они замечательны своим бордюром с изображениями животных, символизирующих пословицы и басни, например: "Рак и Устрица" или "Ловкость сильнее Хитрости". Камин и плиточный пол относятся к эпохе Возрождения. Справа от кровати картина "Воспитание любви" кисти Корреджо, написанная по дереву. Вариант этой картины, написанный на полотне, находится в Национальной галерее в Лондоне.     
Спальня Екатерины Медичи.
Потолок в спальне Екатерины Медичи

«Чёрная королева» - Екатерина Медичи, прозвання так потому, что после смерти своего мужа  - короля Генриха  II до конца своих дней в знак траура носила чёрные одежды. Она первой стала носить траур чёрного цвета. До этого в средневековой Франции траур был белым. Вдова Генриха II, мать Франциска II, Карла IX - до совершеннолетия которого, она выполняла обязанности регента, и Генриха III. Амбициозная и властная, как настоящая флорентийка, обладающая дьявольским умом, она привела поместье Шенонсо и его владения к вершинам роскоши, праздника и прибыльности среди водоворотов политической жизни. Продолжая работы по строительству и украшению, она в еще большей степени развила дело, начатое ее предшественницей и соперницей Дианой де Пуатье. Расширив шелководство и организовав производство шелка на месте, она создала орлеанское "королевское полотно". Она также добилась значительного увеличения дохода от имения, пересмотрев арендную плату, аренду ферм, мельниц, лесов и пошлины с жителей округа.
Екатерина придает еще больший размах роскошным садам - сажает лимонные и апельсиновые деревья, великолепно обустраивает земли, цветники, увеличивает количество рощ, гротов, построек и фонтанов. И, наконец, она упорядочивает искусство проведения празднеств, достигших в то время вершины театрального искусства.
Эта комната названа так в память о двух дочерях и трех невестках Екатерины Медичи.
Ее дочери - королева Марго (супруга Генриха IV), Елизавета Валуа (супруга короля Испании Филиппа II) и ее невестки Мария Стюарт (супруга Франциска II), Елизавета Австрийская (супруга Карла IX) и Луиза Лотарингская-Водемон (супруга Генриха III).
На кессонном потолке XVI века изображены гербы пяти королев.
Стены затянуты набором фламандских гобеленов XVI века, представляющих: осаду Трои и похищение Елены, игры в Цирке Колизея и коронацию царя Давида. На еще одной шпалере изображен эпизод из жизни Самсона. Камин в стиле Возрождения.
Мебель состоит из большой кровати с балдахином, двух готических сервантов, на которых стоят два женских бюста полихромного дерева XV века, и кованого дорожного сундука. 
На стенах: 
- "Поклонение волхвов" Рубенса. Полотно куплено у короля Испании и является деталью картины, выставленной в музее Прадо.
- "Портрет герцогини Олонской" Миньяра
- "Аполлон у аргонавта Адмета" итальянской школы XVII
Спальня пяти королев
Вестибюль второго этажа выложен маленькой терракотовой плиткой с клеймом в виде лилии, пронзенной кинжалом. Потолок украшен выступающими балками. Над дверьми  на  привезенных из  Италии Екатериной Медичи мраморных медальонах изображены римские императоры: Гальба,   Клавдий,   Германик,   Вителлин   и Нерон. На шести гобеленах из Оденарде XVII века, выполненных по эскизам Ван дер Мелена, представлены сцены охоты. Вестибюль выходит на балкон, откуда видна Башня семьи де Марк и передний двор, отражающий план средневековой крепости. Справа в обрамлении террас разбит сад Дианы де Пуатье, у входа в который расположена Канцелярия. Напротив находится более укромный сад Екатерины Медичи с водоемом в центре.
Эта комната напоминает о Габриэлле д'Эстре, фаворитке короля Генриха IV и матери его законного сына Цезаря Вандомского.
Потолок с выступающими балками, пол, камин и мебель в стиле Ренессанс.
У кровати с балдахином фламандские гобелены XVI века.
Три остальные стены обтянуты очень редким набором гобеленов, называющимся "Месяцы Лукаса":
- июнь - знак Рака - стрижка овец.
- июль - знак Льва - соколиная охота.
- август - знак Девы - расчет со жнецами.
Эскизы Лукаса де Лейден или Лукаса Ван Невеле.
Над книжным шкафом картина флорентийской школы XVII века, представляющая святую Сесиль, покровительницу музыкантов.
Над дверями "Ребенок с ягненком" Франческо Рибалта.
Комната Габриель д'Эстре
Эта комната напоминает о Цезаре Вандомском, сыне короля Генриха IV и Габриэллы д'Эстре, который стал владельцем Замка в 1624 году.
В ней замечательны:
- очень красивый потолок с выступающими балками, который опирается на украшенный пушками карниз.
- камин Ренессанс, расписанный в XIX веке гербами Тома Бойе.
- две кариатиды XVII века из дерева по сторонам окна, выходящего на запад.
- набор из 3-х брюссельских гобеленов XVII века,
иллюстрирующих античный миф о Деметре и Персефоне, которыми обтянуты стены: 
"Путешествие Деметры Персефоны в ад", 
"Деметра дает плоды людям", 
"Персефона возвращается на шесть месяцев в году на землю"
- мифологический символ смены времен года. 
Очень красивые типично брюссельские бордюры, представляющие гирлянды фруктов и цветов, выпадающих их рога изобилия.
Кровать с балдахином и мебель этой комнаты датируются XVI веком.
Слева от окна находится "Портрет Святого Иосифа" Мурильо.
Комната Цезаря Вандомского 
Камин в Комнате Цезаря Вандомского
3-й этаж
Вестибюль третьего этажа (ссылка)
В этом вестибюле осталась нетронутой реставрация XIX века, проведенная для мадам Пелуз, тогдашней владелицы, архитектором Роге, учеником Виолле-ле-Дюка. Обратите внимание на шпалеру из Ауденарде XVI века, изображающую «Битву на Косовом поле» (15 июня 1389 года). Итог этой битвы, в которой сошлись войска христианских балканских князей и Османской империи, неоднозначен. После нее сербская княгиня Милица и султан Баязид I заключили мир.
По обеим сторонам шпалеры - две картины Пьера Жюстина Уврие с изображением замка Шенонсо. Два серванта, два стола, а также покрытие пола датируются эпохой Возрождения. С XVIII по XIX век вестибюль третьего этажа обычно называли вестибюлем Бурбон-Вандомов.
После убийства ее супруга, короля Генриха III, монахом Жаком Клеманом 1 августа 1589 года Луиза Лотарингская навсегда удаляется в Шенонсо, погрузившись в траур и молитвы. Окруженная монахинями, живущими в замке, как в монастыре, и всегда одетая в белое в соответствии с этикетом королевского траура, она получила прозвище "Белая Королева".
Спальня Луизы Лотарингской – одна из самых интересных в замке. Комната была восстановлена на основе сохранившегося оригинального потолка. Она была оформлена вдовой Генриха III как могила: черный потолок, черные стены, расписанные белесыми костяками, перьями (во французском языке слово «перо» созвучно слову «скорбь»), серебристыми слезами, лопатами, заступами и другими атрибутами смерти и печали. В терновых венцах можно увидеть греческую букву лямбду (по начальной букве имени "Луиза"), переплетенную с буквой «эта» (Н) Генриха III, портрет которого, кисти Франсуа Клуэ, находится в угловой башне.
На столе букет белых цветов – как напоминание о белом трауре Белой королевы. Одновременно благочестивая и траурная атмосфера этой комнаты подчеркивается фигурой Христа в терновом венце и религиозной сценой на картине по дереву XVI века, которая украшает камин. Кровать и мебель датируются XVI веком. Монахини-капуцинки, которых Луиза Лотарингская хотела видеть рядом с собой, на третьем этаже замка, вернулись в свой монастырь лишь в XVII веке.
Спальня Луизы Лотарингской

Цокольный этаж
Кухня (ссылка)
Кухни Шенонсо расположены в огромных цоколях, образованных двумя первыми опорами,стоящими в русле реки Шер.
Буфетная представляет собой низкое помещение с двумя сводами на пересекающихся стрелках. Камин XVI века самый большой во всем Замке, рядом находится пекарня.
Буфетная обслуживает одновременно:
-  столовую обслуживающего персонала Замка;
- разделочную, в которой сохранились крюки для подвешивания дичи и плахи для разделывания туш;
- кладовую;
- мост, ведущий в собственно Кухню. 
Переходя из одного основания в другое, можно видеть платформу, к которой причаливали суда, подвозившие припасы (по легенде, она называется "купальня Дианы").
В служебных помещениях размещается Музей восковых фигур. Там воспроизведены сцены из жизни замка с некоторыми наиболее известными историческими персонажами. Так, там можно видеть Екатерину Бойе с менестрелем, Диану де Пуатье на охоте, Генриха II и Диану, мадам Дюпэн, принимающую Руссо и Вольтера, ее же - позирующую Наттье, а также воспроизведение обстановки военного госпиталя 1914 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий